Добрая, ироничная и мудрая кинокомедия Эльдара Рязанова о справедливости, о дружбе, о любви и искусстве…
Тёмной ночью под таинственную страшную музыку происходит ограбление с соблюдением всех законов детективного жанра.
Голос за кадром: «Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов. Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это так же, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать по секрету, что неизвестно, где происходила эта история».
Юрий Деточкин, скромный работник бухгалтерии, угоняет автомобили и продаёт, а вырученные деньги отправляет в детские дома. Это современный Робин Гуд: он только у проходимцев угоняет машины, приобретённые на нечестно заработанные деньги.
- Итак, из одного района угнана третья по счету машина.
Действует одна и та же рука, опытная и умелая!
- Эта рука действует в хлопчатобумажных перчатках фабрики номер восемь.
Зритель видит мир глазами Юрия Деточкина, странного, на первый взгляд, человека, который с бухгалтерской точностью ведёт учёт сомнительных личностей, подлежащих «экспроприации». Вот, например, его знакомый - герой Андрея Миронова, он работает продавцом в магазине. Проходимец берёт «сверху» за дефицитный товар, скажем, импортный магнитофон. «Гаража пока нет. Но замочек я уже достал», - эта фраза из фильма подтверждает тему дефицита.
В то время дефицитом было практически всё, поэтому дела у продавца шли хорошо, о чём свидетельствовало приобретение им машины «Волга». По тем временам – предел желаний и возможностей человека, мечта всей жизни миллионов, если не сказать всех. Жажда накопительства не даёт продавцу вовремя остановиться: за приобретением машины следует строительство дачи. И вот им заинтересовались определённые органы…
— Что же теперь делать?
— Тебя посодют. А ты не воруй.
— Что делать?! – Сухари сушить!
Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов), следователь по уголовным делам, вышел на след преступника, угонявшего автомобили, по всем приметам им оказался Деточкин… Но это друг Максима Подберёзовикова, они вместе занимаются в театральной студии, заняты в спектакле «Гамлет»… Следователь и бухгалтер занимаются в самодеятельном коллективе… Ностальгия: безвозвратно ушедшая эпоха, когда создавались условия для всестороннего развития личности каждого человека в обществе…Это в фильме промелькнула ещё одна черта советского времени, которую мы потеряли… Считалось, что советские труженики после работы должны культурно проводить свой досуг: посещать кружки, секции, стадионы, петь, танцевать, соревноваться. Многие так и делали, с удовольствием причём.
- Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днем она работала у шлифовального станка! – говорит руководитель театральной студии (Евгений Евстигнеев). Ирония уместна, но тем не менее… каждая кухарка училась управлять государством, или могла сыграть Марию Стюарт… У всех были равные возможности, каждому давался шанс.
Если душа просила прекрасного – пожалуйста, получай!
Вероятно, наши главные герои фильма нашли для себя в искусстве своеобразную отдушину.
После премьеры «Гамлета» Юрия Деточкина в наручниках везут в милицейской машине… Вернётся он нескоро.
Грустная лирическая комедия, в которой перепутали все жанры: лирику с детективом, а погоня происходит на экране под музыку вальса, незабываемого вальса, сочинённого талантливым композитором Андреем Петровым.
«Я не могу ставить родственные интересы выше общественных, меня же за глотку возьмут!» - фраза, много говорящая о том времени, когда справедливость в какой-то степени всё-таки существовала и не давала возможности распоясаться слишком алчным чиновникам и предпринимателям. Моральные рамки устанавливались обществом. Сейчас есть какие-нибудь предохранители у распоясавшихся личностей?
Фильм Рязанова – это не лёгкий приятный детективчик, как считают некоторые, это серьёзный фильм о проблемах человеческой совести, о поисках истины и справедливости, без которых в жизни нет смысла.