Гениальная экранизация романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Фильм, созданный настоящим мастером Иваном Александровичем Пырьевым, смотрится на одном дыхании.
Ф.М.Достоевский, которого считают совестью больной эпохи, предупреждал нас, нынешних, и о красоте, которая спасёт мир, и о невинно пролитой слезе ребёнка… Но людям свойственно не воспринимать уроков истории, а учиться каждый раз на своих собственных ошибках.
Пырьеву удалось передать в фильме накал страстей героев Достоевского. Иногда становится даже страшно за актёров: как можно было такое выдержать во время съёмок. Современный гениальный артист Евгений Миронов, который тоже исполнил роль князя Мышкина в новом многосерийном фильме по роману Достоевского, по окончании съёмок попал на лечение в психиатрическую больницу, что становится неудивительным и понятным для зрителей после увиденного в фильме.
Сила эмоционального воздействия на наши чувства настолько велика, что оставляет след на все оставшиеся годы. Кстати, вторая, многосерийная экранизация, тоже получилась очень удачной. Трудно отдать какому-то одному фильму предпочтение. Второй вариант экранизации тоже можно назвать шедевром.
Юрий Яковлев в фильме Пырьева талантливо и убедительно сыграл роль князя Мышкина, принятого в высшем обществе за сумасшедшего по причине неприятия окружающими его мировоззрения: идей гуманности, братства, равенства, противостояния несправедливым законам буржуазного общества. По сути, идиот – единственный нормальный человек в обществе, потому что только он остаётся чистым от прямого соприкосновения с грязью денег.
Среди сборища тех людей, которые слетелись как мухи на мёд после получения князем Мышкиным наследства, человеком можно назвать только князя. Ведь только князь равнодушен к деньгам, его волнуют судьбы людей и вопросы справедливости. Всех остальных – с точностью до наоборот. Белая ворона в стае своих чёрных собратьев обречена…
Сильное впечатление производит игра Юлии Борисовой, её Настасья Филипповна убедительна. Жизнь, полная горестей и лишений, научила Настасью Филипповну защищаться, но эта защита – всего лишь шипы на розе. Шипы никому вреда принести не могут, разве что только царапины. Это всего лишь бравада, которую выдают грустные и несчастные глаза глубоко одинокой в этом мире женщины...
Ганя Иволгин (Никита Подгорный) получился таким, что его презираешь по-настоящему, но где-то в глубине души – жалеешь. Это характерно для восприятия мира героев Достоевского: любовь – ненависть – жалость.
Фильм волнует людей, заставляет задумываться над вопросом: а я какой? Тоже, как Ганька, буду заворожённым взглядом смотреть на тлеющую пачку ассигнаций до потери сознания или, как Настасья Филипповна, брошу их в огонь? Я раб денежного мешка или человек? Сильно ли изменился наш мир со времени Достоевского? Увы! Чехов сказал в своих «Трёх сёстрах», что пройдёт и сто, и триста лет, «но и через миллион лет жизнь останется такою же, как и была; она не меняется, остается постоянною, следуя своим собственным законам, до которых вам нет дела или, по крайней мере, которых вы никогда не узнаете. Перелетные птицы, журавли, например, летят и летят, и какие бы мысли, высокие или малые, ни бродили в их головах, все же будут лететь и не знать, зачем и куда. Они летят и будут лететь, какие бы философы ни завелись среди них; и пускай философствуют, как хотят, лишь бы летели...
Маша. Все-таки смысл?
Тузенбах. Смысл... Вот снег идет. Какой смысл?
От раздирающего душу накала страстей Достоевского перешли к чеховской умиротворённости…
Может, прав Чехов, утверждая, что на жизнь нужно смотреть проще? «Вот снег идёт. Какой смысл?»