Фильм получил «золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. Особенное впечатление произвела сцена смерти Бориса, главного героя картины. В ней падающий от смертельного ранения солдат видит перед собой кружащиеся в сильном хороводе кроны деревьев, а на этом фоне – бегущую по ступенькам вверх свадебную пару: себя в нарядном чёрном костюме и невесту Веронику в свадебном платье… Солдат падает в болотную грязь, а в воображении его – невеста, вся в белоснежном, и он…
- Ну, как? Скажи, как можно это было снять?- спрашивали у режиссёра.
Он поделился секретом технологии (не забывайте, в какие годы снимался этот фильм). Для того чтобы снять кружащиеся деревья, оператор Сергей Урусевский посреди лесной поляны соорудил нечто вроде детской карусели, «круговые операторские рельсы», раскрутил, улёгся и начал так снимать. Потом он на эту же плёнку снял сцену свадьбы героев фильма. Получилось гениально просто, как всё гениальное. Оператор стал автором изобретения. Сцена смерти солдата, в которой он видит свою свадьбу, вошла в историю мирового кино.
На самом деле Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) в жизни не успели пожениться: война помешала… Тем трагичнее тот факт, что умирающий в лесной глуши солдат ничего в своей жизни не успел повидать, и картина несостоявшейся свадьбы – его представление о наивысшем счастье, его последняя мысль перед смертью…
Не сложилась и судьба девушки…
Дом Вероники в Москве во время бомбёжки немцы разбомбили… Отец Бориса, врач по профессии, предложил осиротевшей девушке переехать к ним.
Двоюродный брат Бориса, давно влюблённый в Веронику, ухаживаниями и настойчивостью добивается её руки.
Вскоре семья эвакуируется на Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович, отец Бориса. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса. Ведь она понимала, что для солдата очень важно, когда его ждут.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Популярное стихотворение Симонова в годы войны стало отражением моральных взглядов и настроений людей той эпохи, а верность и преданность – главными достоинствами человеческой личности. Вероника уходит от Марка. Навсегда. Она надеется и ждёт Бориса.
Конец фильма просто потрясающий по глубине воздействия на зрителя. Победа! Весна! Май! В Москву прибывает эшелон с возвратившимися с войны солдатами. Вероника на перроне в толпе встречающих. Люди ликуют, отовсюду льются звуки «Марша славянки», поют, танцуют, целуются и плачут от счастья. Счастливые улыбающиеся лица виднына каждом шагу, только Вероника одна в толпе, она теперь навсегда одна, со слезами на глазах идёт она и раздаёт людям по цветку из приготовленного ею букета победителю. Её солдат никогда не вернётся стой войны. Он никогда не вернётся…
В небе над Москвой летят журавли…
Они вернулись… Жизнь продолжается. Жизнь отстояли ценою жизни…