Фильм «Фантазии Фарятьева» (режиссёр Илья Авербах, 1979 год) по духу очень близок к чеховской «Чайке»: те же проблемы и «пять пудов любви»…
Главная же проблема состоит в том, что мы не тех любим, кого надо. Не здравым рассудком любим, а каким-то необъяснимым чувством, которые циники в наше время называют «химией мозга». Отсюда все страдания и беды. Как известно, Чехов писал о своей «Чайке»:
Комедия, три женские роли, шесть мужских … Пять пудов любви в спектакле есть, и столько же пудов нелюбви, если не больше.
В фильме «Фантазии Фарятьева» четыре женские роли и одна мужская (соотношение, по сравнению с чеховским, ухудшилось, что неудивительно: мужчин в обществе ещё больше стало не хватать после революций и двух мировых войн). Не хватает на земле любви…
Впрочем, в «Чайке» тоже ощущалась её острая нехватка: все любили не того, кого надо было для их счастья. Маша, дочь управляющего, любит Константина Треплева, а её любит учитель Медведенко. Не совпало для счастья у них… Константин Треплев любит Нину Заречную, которая смотрит в другую сторону – на беллетриста Тригорина. А кого же любит сам Тригорин? Да никого, он любит рыбу ловить. Сам Чехов ведь тоже никого не любил… Биографы такое о нём рассказали… Бедная Лика Мизинова, чего она ждала…
«Мы привыкаем к несовпаденьям», которые ведут порой даже к смерти…
В фильме «Фантазии Фарятьева» смерти героев не было, хотя…неизвестно, как отреагирует на отказ влюблённый Фарятьев (Андрей Миронов).
Учительница музыки (Марина Неёлова) живёт в провинции. (Натурсъёмки проходили в Феодосии, это Чёрное море, ей бы радоваться этому, а она всё в Киев рвётся).
Она уже старая дева. Был у неё роман, любила она Батхундова, о котором часто вспоминает… Обожглась. Теперь вот одинока. Ее все раздражает - ежедневная работа в музыкальной школе, ученики, домашняя обстановка, сестра, мать. Скорее всего, это раздражение идёт от отсутствия личной жизни…
На горизонте появился Фарятьев, врач-стоматолог, «хлебная» профессия, которую одобряет мать героини, заботящаяся о материальном и моральном благополучии дочери. Меркантильные мещанские интересы матери раздражают, но положение настолько безвыходное… К тому же Фарятьев со своими «фантазиями» так хорош, хотя и чудаковатый…
Всё вроде бы складывается, срастается в отношениях, вот уже и родственники договариваются о свадьбе, но вдруг объявляется Батхундов. Как Паратов в «Бесприданнице» - перед самой свадьбой объявляется, чтобы всё испортить.
Все расчёты по боку, она сломя голову бежит за ним по первому его зову навстречу своему несчастью, но по её настроению – навстречу счастью.
Ещё одна Лариса Агудалова из «Бесприданницы» помчалась за своим Паратовым… Или Нина Заречная за своим Тригориным.
Неужели классическая литература ничему людей не учит? Почему девушки выбирают проигрышные варианты? Учёные объяснят это нашими первобытными инстинктами, происхождением от обезьян, когда в гареме был сильный главарь, обеспечивающий защиту своему потомству. Жизнь изменилась, а инстинкты остались: женщины по-прежнему выбирают главарей.
Ни с чем остался замечательный Фарятьев… Его, правда, любит совсем юная сестра учительницы музыки, но он, по законам жанра (или жизни?), её даже не замечает…
Не совпадает…
Главное достоинство фильма – его можно смотреть много раз, он настолько психологичен, интересен благодаря талантливым актёрам Андрею Миронову и Марине Неёловой. Люди не понимают друг друга, даже самые близкие. Страдают, ищут выхода. Ну, разве это вам не та же «Чайка»? «Фантазии Фарятьева» - классическое произведение о любви, которой никогда не хватает одной, даже самой огромной, на двоих…