Проходят годы, а фильм «Покровские ворота» не стареет. Каждый раз при очередном показе по телевидению картина приковывает к себе взгляды многомиллионной аудитории.
— Да, что-то мы угадали в этом фильме, - в раздумье говорит режиссёр Михаил Казаков.
Знать бы, что… Может быть, это точно схваченная и переданная эпоха 50-х , как в фильме «Москва слезам не верит», «Место встречи изменить нельзя»? Там режиссёрам тоже удалось что-то угадать…
Коммунальная московская квартира… Ностальгия?
Главный герой фильма – Костик (Олег Меньшиков), весёлый и современный молодой человек, приехал в Москву учиться, заканчивает аспирантуру МГУ, живёт у тётушки (С.Пилявская). Артист Мосэстрады, куплетист Аркадий Варламович Велюров Леонид Броневой) , семья Хоботовых - все соседи Костика по коммунальной квартире.
С тонким юмором показаны необычные отношения в семье Хоботовых: Маргарита Павловна Хоботова (И.Ульянова) в разводе со своим мужем Львом Евгеньевичем Хоботовым (А.Равикович), а Савва Игнатьевич (В.Борцов), новый супруг, усердно помогает ей присматривать за «неразумным, как дитя» Львом Евгеньевичем. Только благодаря вмешательству Костика этот тройственный союз удаётся разрушить и дать свободу Хоботову.
«Догнать Сперанского – это утопия!»
Сюжетная канва картины построена на ироничном отношении к происходящим событиям, и в этом заключается её своеобразная прелесть. Улыбку зрителя вызывает и беспомощный в бытовых мелочах Хоботов, и практичный Савва - аккордеонист и большой знаток всех разновидностей «штихеля», и Велюров, выпивающий в период «творческого простоя». Маргарита Павловна «знает» о Хоботове главное — без неё он пропадёт.
Пересказывать сюжет фильма не имеет смысла, это всё равно что рассказывать о том, как пахнет цветок, как переливаются капли на листьях после дождя… Очарование разве выскажешь словами?Повествование фильма взято в в художественное обрамление: в начале картины и в конце мы видим «повзрослевшего Костика» (Михаил Козаков), который приехал на машине к тому дому, где он жил в коммунальной квартире в юности… Дом сносят. Падают стены. Бульдозерист разравнивает землю. Как будто ничего и не было здесь до этого. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»
Вот вам и вся комедия… Размышления о быстротечности жизни и бренности существования сменяют улыбку на лице глубокой грустью и задумчивостью. В общем, есть над чем подумать.Многие высказывания из фильма «ушли в народ».
— И, все-таки, поверьте историку: осчастливить против желания нельзя.
— Cпокойствие. Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду. Каким умеренным стану я.
— Хоботов, это упадничество!
— Это жизнь!